ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Урай, мкр. 2 д. 82
8(34676) 2-07-66
school12@edu.uray.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

МЕНЮ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сайт МБОУ СОШ №12 c 1 сентября 2022 года - работает на новой платформе

(sch12-uray.gosuslugi.ru)

12.10

Декламация.

Изучите статью. Используя материалы статьи (см. раздел "Советы"), подготовьте выразительное чтение выбранного вами текста.

Материалы к выразительному чтению

  Декламация. Это слово может вызвать отрицательную реакцию, поскольку ритор вовсе не декламатор, а оратор не должен уподобляться артисту, произносящему «выразительно» чужой текст. Но оратор должен хорошо звучать… Это значит, что он должен донести до слушателей свои мысли с помощью своего произношения. Для того чтобы «зазвучать», небесполезны занятия выразительным чтением или декламацией.

Опыт показывает, что обращение к образцовым текстам с целью их анализа и произношения в обучении риторике обязателен. Основной вопрос: какие тексты взять для такой тренировки? Конечно, «хозяин барин», но обязателен принцип ориентации на культурно значимые тексты, т.е. такие тексты, которые закрепились в русской историко-культурной традиции. А такими текстами могут быть как старинные, так и недавно созданные тексты, тексты как российских, так и зарубежных авторов. В отборе текстов проявляется и ваш индивидуальный вкус, личные пристрастия. Самое главное, текст должен нравиться и вдохновлять того, кто к нему обратился.

Тексты о русском языке и слове

Прочитайте выразительно тексты о русском языке и слове. Прежде всего старайтесь следить за мыслью автора, доносить ее до слуха вашей аудитории. Обратите внимание на: 1) паузацию, деление речи на такты (см. советы ниже); 2) логическое ударение, которое ставится на «главных» словах во фразе; 3) эмоционально-энергетическую окраску речи, которой создается выразительная интонация.

М.В. ЛОМОНОСОВ:

Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

                                   («Российская грамматика», 1755)

Л.Н.ТОЛСТОЙ:

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

                            («На каждый день», 1906-1910)

И.А.ИЛЬИН:

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.

                                                        («О России», 1947)

Советы

  1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.
  2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т (у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.
  3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную и н т о н а ц и ю   (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö, хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.
  4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания. В то же время нельзя и скандировать, излишне акцентируя каждый звук. Ничто не ценится так, как естественность, живая заинтересованность и собственный стиль.

 

Совет мастера

Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите…

                            /К.С.Станиславский. Работа актера над собой/

28.12

"Как говорить публично?"

https://youtu.be/3GCE2Vx6bCY

© 2024. МБОУ СОШ №12, г. Урай.
Яндекс.Метрика
Проект при поддержке компании RU-CENTER