Ды́мковская игру́шка – глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (город Киров).
Дымковская игрушка – изделие ручной работы. Каждая игрушка – создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи – процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина.
После полной просушки игрушки обжигают при температуре 700-900 °C и покрывают темперными белилами в два-три слоя.
Расписывается строго геометрическим орнаментом, строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Наиболее распространённые сюжеты:
- няньки с детьми,
- водоноски,
- бараны с золотыми рогами,
- индюшки,
- петухи,
- олени,
- молодые люди,
- скоморохи,
- барыни.
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малы Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Село Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия оттуда и пошло название росписи.
Процесс производства состоит из трёх этапов: заготовки и грунтовки, собственно росписи и закалки.
- Из высушенной древесины (липа, ольха, береза) вытачивают заготовку (бельё). Далее древесину грунтуют: тщательно покрывают глиной и олифой в несколько слоёв, затем высушивают при температуре выше 60 градусов.
После заготовку лудят, то есть на липкую поверхность наносят равномерный слой порошкового олова или алюминия. - Для росписи изделия используют масляные краски. Основные цвета – красный (киноварь), чёрный (газовая сажа), жёлтый, зелёный и реже коричневый.
- После того как роспись высыхает, изделие покрывают слоем лака и отправляют в печь на закалку.
При температуре до 300 градусов масляный лак начинает желтеть, вот почему готовое изделие имеет золотой цвет с росписью, а не серебряный.Процедуру повторяют несколько раз, таким образом лак становится не только более прочным, но и насыщенным.
Для хохломской росписи характерны два вида письма – верховой и фоновый.
Верховая роспись подразумевает нанесение ажурного узора поверх золотого фона, тогда как фоновая роспись получается путём нанесения вокруг орнамента одноцветного тона, а сами элементы остаются золотыми.
Классическими примерами первого вида письма являются орнаменты под названием «травка» с чёрными и красными кустиками и стеблями и «под листок» с крупными растительными формами (листьями, ягодами).
Для фонового письма характерен более сложный тип орнамента под названием «кудрина» из-за изобилия завитков.
Гжель – русский народный промысел, вид русской народной росписи, относящийся к бело-голубой керамике.
Свое название ремесло получило благодаря селу «Гжель» в Московской области, которое славилось своими месторождениями качественных сортов глины, а также мастерами гончарного искусства.
Эту роспись легко распознать по виду: белоснежный фон, на котором традиционно располагаются синие мотивы цветов и листьев, геометрические пояски, орнаменты. На некоторых изделиях можно увидеть целые композиции: пейзажи, архитектуру и даже людей. Своеобразной краской служит кобальт. После обжига он получает характерный синий цвет.
Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.
В городецкой росписи на деревянных изделий художники используют яркие краски: красный, желтый, черный, синий, зеленый. Искусные мастера рисуют сказочные цветы, персонажей из русских сказок, сценки народных гуляний, где купцы и крестьяне изображены в пышных нарядных народных костюмах.
Очень часто на изделиях, расписанных городецкой росписью, можно увидеть диковинных животных: здесь и задиристый петух, распушивший яркий хвост, и гордый тетерев, вытянувший длинную шею, и ретивый конь на тонких пружинистых ногах.
Мастер городецкой росписи очень любит цветы. Он изображает их повсюду, какой бы ни был сюжет картины. Это пышные декоративные розаны красного, розового и голубого цветов, гирлянды из маленьких ярких цветочков и веточек и богатые букеты.