ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Урай, мкр. 2 д. 82
8(34676) 2-07-66
school12@edu.uray.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

МЕНЮ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сайт МБОУ СОШ №12 c 1 сентября 2022 года - работает на новой платформе

(sch12-uray.gosuslugi.ru)

11.11

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Изучите материал, выполните задания

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы.

1) Нормы произнесения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», то есть в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [и] c призвуком [э]. Например: лес [э] – лесник [иэ], грязь [а] – в грязи [иэ].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть, лошадей, жакет.

2) Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

  • На месте сочетания чн произносить [шн]: коне [шн] о, наро[шн]о, ску[шн]о, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, но ве[чн]о, челове[чн]о.
  • Вместо сочетания чт произносить [шт]: [шт]о, [шт]о-то, кое-[шт]о, [шт]обы, [шт]о-либо, но нечто [чт].
  • Вместо г в окончании -ого – произносить [в]: то[в]о, больше[в]о, ново[в]о.
  • Сочетания зш и сш произносятся как долгий [ш]: ра[ш]ить, (расшить), [ш]умом (с шумом), зале[ш]ий (залезший), бе[ш]и-нели (без шинели).
  • Сочетания сж и зж произносятся как долгий [ж]: [ж]ал (сжал), ра[ж]ёг (разжёг), бе[ж]алости (без жалости).
  • Сочетания зч и сч произносятся как долгий мягкий [щ’]: во[щ’]ик (возчик), подпи[щ’]ик (подписчик), разно[щ’]ик (разносчик).
  • Сочетания дц и тц произносятся как долгий [ц]: коло[ц]а (колодца), моло[ц]а (молодца), бра[ц]а (братца от брат).
  • Сочетание в конце глаголов -тся и -ться произносится как [ца]: беру[ца] (берутся), берё[ца] (берётся), бра[ца] (браться).
  • Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий [ч’]: нала[ч’]ик (наладчик), лё[ч’]ик (лётчик).
  • Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна [н], грипп [п].
  • Буква г на конце слова бог произносится как [х].
  • Сочетание букв гк произносится как [х’к’] – в словах лёгкий, мягкий.
  • Сочетание букв гч произносится как [хч’] – в словах легче, мягче.
  • Во многих иностранных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ].
  • В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест).
  • После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
  • После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро).
  • В остальных словах употребляется буква е (проект, реестр).

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1) Что такое ударение?

2) Каковы особенности русского ударения?

3) Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?

4) В чем особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры.

5) Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

6) Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

– Прочитайте отрывки из стихотворений. Следите за произношением. Объясните произношение выделенных слов.

             И скучно и грустно, и некому руку подать

             В минуту душевной невзгоды.

             Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?

             А годы проходят – все лучшие годы! (Лермонтов.)

             У плетня заросшая крапива

             Обрядилась ярким перламутром

             И, качаясь, шепчет шаловливо:

             «С добрым утром!» (Есенин.)

             И что за диво? …издалёка,

             Подобный сотням беглецов,

             На ловлю счастья и чинов

             Заброшен к нам по воле рока… (Лермонтов.)

             В глуши, во мраке заточенья

             Тянулись тихо дни мои

             Без божества, без вдохновленья,

             Без слез, без жизни, без любви. (Пушкин.)

             И сказал ему царь Иван Васильевич:

             «Да об чём тебе молодцу кручиниться?..»

             (Лермонтов.)

Домашнее задание

– Сделайте транскрипцию (не фонетический разбор!) слов: журналист, косьба, пирог, о нём, язык, агент, библиотека, чёрный, аллея, ласкового, усмехаться, жюри, примечания.

– Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации (слайд): [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’ит’ашкай’а аб’азанаст’ / апрастой’э разв’ит’ий’э внутр’н’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’игавар’ит / што напч’ил’э л’жыт св’ищ’эный’ долк д’лат’ м’от / патамушто ана пч’ила //] (А. И. Герцен).

18.11

Ударение.

Перейдите по ссылке https://accentonline.ru/remember.html

Выучите слова(не стихотворения!) с буквы «А» до «З»(первый столбец), соблюдая норму ударения

Задание выполняем устно

25.11

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях.

§7, изучите материал темы; упр.74 (письменно, расставьте ударение в словах)

 30.12

Традиции русской речевой манеры общения.

Прочитайте текст, выполните задания https://cloud.mail.ru/public/ieRe/serP8dguD

10.02

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.

Упр. 123,124 (устно выполните задание) https://cloud.mail.ru/public/AiUu/JoqmAvtVU https://cloud.mail.ru/public/B16Q/dTm3bpMCd

24.02

Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.

Изучите материал, выполните упр. 128(устно)
https://cloud.mail.ru/public/rFRZ/DsdHfZV1o 
https://cloud.mail.ru/public/cLTt/iqgNsPQPX 

© 2024. МБОУ СОШ №12, г. Урай.
Яндекс.Метрика
Проект при поддержке компании RU-CENTER