Подростковый возраст связан с переходом от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфичному для общения взрослых людей.
Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Период перехода связан с тем, что родительская опека постепенно замещается зависимостью подростка от других институтов социализации (с сохранением эмоциональных связей с родителями и своей семьей).
Этот переход создает трудности и для взрослых, и для самого подростка.
Формированию у взрослых равноправного отношения к подростку мешают:
1) неизменность общественного положения подростка — он по-прежнему школьник;
2) полная материальная зависимость от родителей;
3) привычный стиль взрослых в воспитании — направлять и контролировать ребенка;
4) сохранение у подростка детских черт в поведении.
Поэтому успешность воспитания подростка в немалой степени зависит от преодоления взрослыми своего стереотипного отношения к нему как к ребенку.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос "Что я такое?". В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); ребенок стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он начинает вести дневник.
Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь-то и складывается новаясоциальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.
Источник: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"