ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Урай, мкр. 2 д. 82
8(34676) 2-07-66
school12@edu.uray.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

МЕНЮ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сайт МБОУ СОШ №12 c 1 сентября 2022 года - работает на новой платформе

(sch12-uray.gosuslugi.ru)

13.10

Выучите материал по теме "Правописание приставок"; выполните тренировочные задания 

Правописание приставок

Правописание Ъ и Ь

Правописание Ы-И                         после приставок

неизменяемые

на З-С

пре-, при-

в- (во-), взо-, вы -, до-, за-, изо-, ко-, меж-, на-, над-, (надо-), наи-, об-(обо-),                                        от- (ото-),     по-, па-, поза-, про-, пра-, под- (подо-),   пред- (предо-), пере-, разо-, с- (со-), сверх-,                                                   су-, у-

Пишутся одинаково, независимо от произношения.            

Слова с приставкой пра-: пра/бабушка, пра/дедушка,                           пра/язык,                    пра/славяне,                      пра/родина,                пра/матерь                          

НО про/образ

Запомнить (нет приставки!):                          здесь (здешний, не/здешний), здание, здоровье (не/здоровье), здравствуй, здравие,                (не видно) ни зги;      

сдоба, сдобный

без-, бес-                             обез-, обес-                                               воз-, вос-                                     вз-, вс-                                           из-, ис-                                         низ-, нис-                                     раз-, рас- (а – без ударения)                                                                    роз-, рос- (о – под ударением)                               через-, черес-                        чрез-, чрес-

Перед звонким согласным на конце приставки пиши З.      

Перед глухим согласным на конце приставки пиши С.

Приставки нез-(нес-) не бывает: не/здоров/ый, не/с/держ/анный

Запомни: нет приставки близ-, это корень: близ/лежащий

В иноязычной приставке дис- перед звон. и глух. согл. пиши С: дис/гармония, дис/комфорт

Пиши при-:                                                     1. приближение приплыть
2. присоединение пришить
3. близость пришкольный
4. неполное действие присесть
5. доведение действия до конца пристрелить             6. действие в своих интересах   присвоить          7. сопутствующее действие припевать                8. неясное значение причудливый

Пиши пре-:                                                 1.= очень премудрый                                           2.= пере-     преступник                                 3.неясное значение преследовать

НЕ ПУТАТЬ                       (важен контекст!):                       пре/ступить закон – при/ступить к занятиям

пре/бывать на вокзале – при/бывать на вокзал

пре/дать друга – при/дать товарный вид и т.п.

Пиши Ъ:                                                 1.между русской или иноязычной приставкой, оканчивающейся на согласную, и гласными Е,Ё,Ю,Я под/ъезд, ад/ъ ютант

2.между ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- и Е,Ё,Ю,Я трёх/ъярусный

Не пиши Ъ:                                          1.после приставок, оканчивающихся на гласную по/ехать

2.после приставок, оканчивающихся на согласную, если нет Е,Ё,Ю,Я   под/опытный

Пиши Ь:                                                           1.в корне, после корня и после суффикса + перед Е,Ё,Ю,Я,И обезьян/а, лист/ья, зим/ов/ье

2.перед -ОН в иноязычных словах бульон, почтальон, медальон

Запомнить:                                                       в слове в/ьётся в- - это не приставка, а корень;

в слове по/дьяч/ий приставка по-, а не под- (от дьяк)

адЪютант

Пиши Ы:                                           1.после русских приставок, оканчивающихся на согласную (кроме меж-, сверх-)          под/ыграть,                   меж/институтский, сверх/изысканный

Искл.: вз/имать

Пиши И:                                             1.после русских приставок, оканчивающихся на гласную по/играть

2.после иноязычных приставок дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- и др.           дез/информация

3.после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- двух/игольный

4.после первого корня в сложносокращённых словах мед/институт

пед/институт

спорт/инвентарь

фин/инспектор

 

Задание 10 

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать 2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный 3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера 4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний 5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

2.Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать 2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас 3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть 4) по..бросить, о..пилить, о..крыть 5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь

3.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града; 2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;

3)р..сположившийся, пон..слышке; р..звал 4) с..ехидничать, уст..е, в..юга 5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.

4.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..крайний, ни..вергать, чере..чур; 2) пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский; 3) об..скать, под..грать, без..нициативный; 4) вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться; 5) в..юнок, в..едливый, двух..ярусный.

5.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..обрёл, пр..образователь, сверх..нтересный; 2) п..дсказывать, п..никнуть, д..ехать; 3) п..едестал, ал..тернатива, б..ются; 4) и..древле, не..держанный, не..добровать; 5) оп..знание, нер..створимый, п..йдём.

6.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..общиться, пр..школьный, пр..встать; 2) вз..браться, п..забавить, р..ссказ; 3) ни..вергать, и..черпать, в..дрогнуть; 4) об..явить, с..ёмка, суб..ект; 5) от..всюду, нар..спашку,п..дсветка.

7.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..обретение, пр..градить, пр..интересный; 2. не..держанность, бе..человечный ,в..ходы; 3. з..ночевать, нен..глядный, пр..бабушка; 4. об..ективный, доб..ётся, из..ян; 5. о..цвести, пре..сказание, о..вёртка.

8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) о..жать, на..треснутый, ..дача; 2) от..скать, пост..ндустриальный, об..ск; 3) и..колесить, ра..ценки, ра..следование; 4) пр..вратить, пр..града, пр..вратности; 5) неот..емлемый, от..утюжить, в..елся.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)по..пустить,о..бросить,о..стать;2)во..местить,не..добровать,..дание; 3)супер..гра,пред..юньский, без..скусный; 4)пр..брежный, пр..давать(значение), пр..ставить(к стене); 5) ад..ютант, с..ёжиться, меж..языковой.

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) под..брать, н..дорвать, с..действие; 2) р..яный, валер..яна, л..ёт; 3) пр..равнять, пр..брежный, пр..стегнуть;

4) бе..характерный, ра..бросанный, ра..трёпа; 5) нао..рез, на..кусывать, по..ставлять.

11.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) п..иск, неп..ддающийся, от..двинуть; 2) ра..бросать, и..пуганный, бе..вольный; 3) пр..следовать, пр..милый, пр..смыкающийся; 4) с..еденный, сер..ёзный, ад..ютант; 5) нап..следок, н..слаждаться, д..браться.

12.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вз..скать, по..скать, вз..грать; 2) чере..чур, бе..болезненный, ра..крошить; 3) беспр..станно, пр..образование, пр..зидент; 4) п..полнять, поз..вчера, пр..образ; 5) по..бородок, по..ставка, по..мастерье.

13.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..верить, д..йти, в..спитание; 2) пр..интересный, пр..брежный, пр..сесть; 3) в..езд, зав..южить, от..явленный; 4) бе..тактный, в..пыхнуть, во..стать; 5) по..делка, о..тепель, на..смотрщик.

14.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..голосый, чере..чур, во..пламенеть; 2) д..ячок, кар..ера, п..едестал; 3) не..писуемый, поз..прошлый, п..рядок; 4) непр..миримый, пр..близить, пр..звание; 5) от..мстить, перер..спределение, р..сстрел.

15.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. вд..гонку, з..копчённый, п.трескивает; 2. под..есаул, меж..ярусный, под..язычный; 3. пр..норовиться, пр..наряженный, пр..строенный; 4. ра..тревожить, и..бежать, ..двинуть; 5. п..мчаться, нер..сположение, ..тпраздновать.

29.12

Изучите теорию

ЕГЭ Задание 20

Запятые в сложном предложении с разными видами связи

Запятая ставится

Запятая НЕ ставится

1

Между частями

 

а) ССП:     [   ], но [     ].

[Я отправился на двор], но [там никого не было].

1

 

б) СПП:   [   ], (что     ).

                 (Если   ), [   ].

                 [   ,(где ), ].

 

[Я помню], (что мы бежали по лесу).

(Если жизнь тебя обманет), [не печалься, не сердись].

[Деревня, (где скучал Евгений), была прелестный уголок].

 

в) БСП:     [   ], [   ].

[Лес обнажился], [поля опустели].

2

Перед союзом И, если он соединяет  

                                                                                            а) части ССП:   [   ], и [   ].

                                                                                             [Хлынул дождь], и [запрыгал град].

2

Перед союзом И, если он соединяет                  

а) части ССП при наличии общего второстепенного члена: [ОВЧ     ] и [       ].                                                 [Внезапно хлынул дождь] и [запрыгал град].

б) однородные члены при наличии перед И придаточной части: [О , (     ), и О].                                [Он приглядывался к соседям, (которые вызывали подозрение), и записывал всё в блокнот].                                            

 

б) однородные члены: [О и О].                          

 

[Он приглядывался к соседям и записывал всё в блокнот].                                            

 

   

в) однородные придаточные: [   ], (     )   и (   ). [Бабушка решила], (что у внука замечательный слух) и (что ему нужно учиться в музыкальной школе).   !!! Второй союз может быть опущен.                    

3

На стыке двух союзов, если после придаточной части нет ТО (ТЕМ, ТАК, НО):

а) [     ], (чтобы, (если   ),    ).                                                             [В народе говорят], (что, (если ласточки низко летают), будет дождь).

3

На стыке двух союзов, если после придаточной части есть ТО (ТЕМ, ТАК, НО):

а) [   ], (что (если   ), то   ).                                                             [В народе говорят], (что (если ласточки низко летают), то будет дождь).

б) [   ], и, (когда   ), [     ].                                                    [Наша пла­не­та пре­крас­на], и (когда кос­мо­нав­ты видят ее из глу­бин Все­лен­ной), [они любуются ее би­рю­зо­вым све­че­нием].

 

б)[   ], и (когда   ), то [   ].                                                [Наша пла­не­та пре­крас­на], и (когда кос­мо­нав­ты видят ее из глу­бин Все­лен­ной), то [они любуются ее би­рю­зо­вым све­че­нием].

 

 Решите задания

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят ее из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от ее бирюзового свечения.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У Гарика было очень важное дело (1) но (2) если принять во внимание его легкомысленный внешний вид (3) то казалось (4) что приготовился он отнюдь не к серьёзному мероприятию.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были самыми обыкновенными (3) у Вероники вдруг сладко защемило сердце (4) будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось наводнение на побережье (3) она забрала осиротевших детей (4) и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старик знал (1) что (2) пока не зацветёт чертополох и (3) не созреют семена льна (4) он не сможет приготовить необходимое лекарство.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Громову казалось (1) что (2) если бы он держал свёрток покрепче (3) то тот остался бы у него в руке (4) что позволило бы сохранить в целости его содержимое.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Может так случиться (1) что (2) пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению (3) нам придётся заниматься совсем другими делами (4) чтобы успеть к премьере.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все гости разъехались (1) хозяйке захотелось побыть одной (2) и (3) когда Антон попросил разрешения провести вечер у соседей (4) то она не стала удерживать сына.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Восход окрасил края туч на горизонте (1) и (2) хотя солнце так и не показалось (3) стало совсем светло (4) но всё же было невозможно разглядеть вершины сопок.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Давно было известно (1) что (2) если бросить в море кусок несвежего мяса (3) акулы в этом месте не появляются (4) ведь их отпугивает запах уксусной кислоты.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О Максиме Горьком писали так много (1) что (2) если бы это не был неисчерпаемый человек (3) то невозможно было бы прибавить ни строчки к тому (4) что уже написано о нём.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тревожное чувство усиливалось с приближением грозы (1) и (2) когда пришла величественная минута безмолвия (3) чувство это дошло до такой степени (4) что сердце замерло от волнения.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Этот мост (1) который (2) хотя и был сделан из дерева (3) стоял здесь так долго (4) будто был всегда.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После того как все приглашённые расположились по местам (1) хозяйка объявила о начале вечера (2) и (3) когда Антон попросил разрешения первым показать свой номер (4) она милостиво согласилась уступить ему первенство.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У входа в аэровокзал (1) где поджидали приезжих таксисты (2) и (3) светились рекламные щиты (4) Светлана в нерешительности остановилась.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я знал (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что (4) если сейчас коснуться веток сирени (5) с кустов посыплется роса.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4) что меня теперь волнует.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я немного успокоился (1) и (2) когда мама ушла на работу (3) взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если цифр в ответе больше двух, записывайте их в порядке возрастания.

У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) когда мы вместе читали одну и ту же книгу (3) он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вдруг навалился густой туман (1) и (2) чтобы не заблудиться (3) я решил вернуться на тропинку (4) которая должна была находиться слева.

  1. Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу (1) и (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет (3) то все ребята дружно встали (4) чтобы поприветствовать её.

12.01

Прочитайте текст (см. приложение); используя материалы таблицы, сформулируйте проблему текста; прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Задание выполняем письменно

(1)Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли. (9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну. (12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. (13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова. (16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? (18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. (21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества. (24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера. (27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он. (29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой. (31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем. (32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю. (35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость. (37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии! (40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры. (43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы. (47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла. 

(По К.Г. Паустовскому*) 

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

 16.02

Орфографические нормы русского языка. Принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне

Решите вариант в формате ЕГЭ https://cloud.mail.ru/public/dPa4/RbU6zoaVU

© 2024. МБОУ СОШ №12, г. Урай.
Яндекс.Метрика
Проект при поддержке компании RU-CENTER