ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Урай, мкр. 2 д. 82
8(34676) 2-07-66
school12@edu.uray.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12

МЕНЮ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сайт МБОУ СОШ №12 c 1 сентября 2022 года - работает на новой платформе

(sch12-uray.gosuslugi.ru)

13.11

Современные фразеологизмы

Изучите материал и выполните задания

Фразеологизмы-это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.

Немного из истории: «Почему мы так говорим»

12 Казанская cирoтa После завоевания Казани русский царь Иван IV щедро наградил отдельных татар. Многие татары злоупотребляли добротой русских и, прикидываясь бедными, назойливо требовали наград. Прикидываться казанским сиротой притворяться бедняком. 

13 Попасть в переплёт Переплёт - сплетённая из веток ловушка для рыб. Попасть в переплёт – попасть в затруднительное, опасное или неприятное положение. 

16 Гол как сокол Сокол - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закреплённая на цепях. Гол как сокол – очень бедный, нищий. 

18 Тёртый калач На самом деле был такой сорт хлеба – «тёртый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица : «Не тёрт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Тёртый калач - так называют опытного человека, которого трудно провести. 

19 Бить баклуши Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лёгким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда «бить баклуши » заниматься пустяками, бездельничать. 

20 На воре шапка горит Происходит это выражение от анекдота. На базаре искали однажды вора, не смогли найти и обратились к знахарю. Знахарь крикнул в толпу: «Поглядите, на воре шапка горит!» Какой-то человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или движением. 

23 Зарубить на носу Слово НОС тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. 

  • "закадычный друг"?

(Старинное выражение "залить за кадык означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.)

  • "зарыть талант в землю"?

(Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение "зарыть талант в землю". В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей.)

 

Выполните письменно три задания

  1. 1. «Восстановите фразеологизмы!»
  2. Делить шкуру неубитого…
  3. Писать как … лапой
  4. Купить … в мешке
  5. Вставлять … в колёса
  6. Брать … за рога
  7. Провалиться сквозь …
  8. Водить за …
  9. Держать … за зубами

Задание 2.Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди

2) как снег на голову

3) ни рыба ни мясо

4) рукой подать

5) куда ноги несут

6) ни кровинки в лице

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4) как гром среди ясного неба

5) ни то ни сё

6) как мел

Задание 3. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать

2) на вес золота

3) семи пядей во лбу

4) мастер кислых щей

5) засучив рукава

1) мастер на все руки

2) спустя рукава

3) грош цена

4) молоко на губах не обсохло

5)за тридевять земель

20.11

Стилистические особенности произношения и ударения

Перейдите по ссылке https://accentonline.ru/remember.html

Выучите слова(не стихотворения!) с буквы «А» до «З»(первый столбец), соблюдая норму ударения

Задание выполняем устно

27.11

Нормы произношения отдельных грамматических форм.

Перейдите по ссылке https://cloud.mail.ru/public/C4Te/95cz6Dw48
Устно выполните упр 70, 73

25.12

Антонимы и точность речи.

Упр. 88(устно) https://cloud.mail.ru/public/HRYN/dxBhAD4Nm
https://cloud.mail.ru/public/utZL/WX9MNazk6 

12.02

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений

Упр. 126 (письменно) https://cloud.mail.ru/public/QziH/Yhr3xRi5J

19.02

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений

Упр. 131(письменно) https://cloud.mail.ru/public/L7U4/su6ZamExt https://cloud.mail.ru/public/2Khu/XG1HBCk48

26.02

Эффективные приёмы чтения

Упр. 150 (1,2,3,5-устно; 4-письменно)
https://cloud.mail.ru/public/fP7r/dLMGd72dv 
https://cloud.mail.ru/public/thmv/E1xQtcFtL 

12.03

Тематическое единство текста.

Упр. 158(выполните все задания 1-6 к упражнению устно) https://cloud.mail.ru/public/f39R/ip882CC5y https://cloud.mail.ru/public/a77x/jQi4QXohE 

© 2024. МБОУ СОШ №12, г. Урай.
Яндекс.Метрика
Проект при поддержке компании RU-CENTER